К 2014 году задолженность по автокредитам составит 40 млрд. рублей
Просроченная задолженность по автокредитам только растет, по крайней мере, именно к такому выводу пришла Национальная служба взыскания (НСВ), которая на днях подвела итоги текущего года. Согласно предоставленным данным, за год объем проблемных долгов увеличился больше чем на треть и достиг 38, 9 млрд. руб. И хотя темп роста просрочки по автокредитам на 1% больше, чем по потребительским займам (33% против 32%), в Центробанке по-прежнему не видят повода для беспокойства.
На текущий момент объем просрочки составляет 4, 2% совокупного портфеля автокредитов, при этом коллекторам был передан для взыскания портфель безнадежных долгов объемом 24 млрд. руб. (это на 20% больше, чем в прошлом году).
В 2013 году произошло существенное замедление темпов прироста рынка автокредитования, что в первую очередь отразилось на уровне просрочки (она увеличилась с 3, 7% до 4, 2%). Предполагается, что такая ситуация будет наблюдаться до конца года, в результате чего на начало 2014 года просрочка составит 40 млрд. руб., хотя не исключено, что рынок автокредитования скоро «оживится» за счет запуска государственных программ по льготному автокредитованию заемщиков, в результате чего банки смогут нарастить свои потребительские портфели.
Эксперты связывают рост просроченной задолженности в первую очередь с ухудшением экономической ситуации в стране и повышением уровня закредитованности граждан (каждый десятый заемщик погашает пять потребительских займов). Как следствие, не выплаченные в срок просроченные платежи постепенно накапливаются, формируя огромный портфель проблемных долгов.
Больше всех задолжали по автокредитным программам потребители Северо-Кавказского региона (около 283 тыс. руб.), но не лучше ситуация в Уральском и Центральном федеральных округах (236, 9 тыс. руб. и 208, 4 тыс. руб. соответственно). Причем если в первом случае низкая дисциплина банковских заемщиков объясняется повальной безработицей (в Северо-Кавказском регионе она составляет 13, 1%, в то время как в других округах – 5, 2%), то во втором случае рост просроченной задолженности связан с высоким уровнем концентрации жителей.
Впрочем, регулятор совсем не обеспокоен ростом просрочки по автокредитам, так как он считает, что в случае дефолта заемщика, банк всегда сможет продать автомобиль, который является залогом по обязательству, и хотя бы частично покрыть сумму долга. Но что делать, если таких должников будет много, ведь тогда кредиторы будут вынуждены работать с непрофильными активами, учитывая, что подобная ситуация уже наблюдалась несколько лет назад (в период финансового кризиса), когда банки получили недвижимое имущество, которое в результате обвала цен на рынке жилья, стало неликвидным.
В целом рост просроченной задолженности на 0, 5% не считается критичным. Хотя беспокойство может вызвать тот факт, что увеличение суммы долгов потребителей по автокредитам наблюдается в период спада на авторынке: так, по итогам семи месяцев текущего года, продажи автомобилей сократились на 7%, в то время как в 2012 году рынок вырос на 11%.