Участники отношений при банковской гарантии
Отношения участников, при которых обеспечивается банковская гарантия, обычно происходят между банком-гарантом, бенефициаром и принципалом.
Что собой представляет каждый из участников, и какие обязательства он несёт?
Банк-гарант представляет собой банк, который выдаёт гарантия, получается, что он принимает на себя обязательство, если наступают обстоятельства, описанные в гарантии. В гарантийном договоре указывается, что необходимо произвести платёж обозначенному лицу. Кроме банков гарантию может выдавать и страховая компания.
Принципалом называют то лицо, которое просит о предоставлении банковской гарантии, обычно его называют ещё заёмщиком.
Бенефициар – это лицо, которое может получить по требованию или по обстоятельствам платёж от банка-гаранта.
Часто вместо термина гарантия употребляется слово поручительство. Общее для них то, что и гарантия, и поручительство имеют обязательства гаранта и поручителя, в которых говорится о выплате денежной компенсации, если должник не выполняет свои обязательства.
Сама же банковская гарантия — это своего рода сделка, с участием обычно одной стороны, а именно гаранта. На банковскую сделку не влияют правоотношения между бенефициаром и должником. Получается, что банковская гарантия является письменным обязательством гаранта о выплате денежных средств по требованию бенефициара, только при условии указанном в обязательствах. Банк-гарант может дать письменное обязательство для принципала о выплате бенефициару денежной суммы, оговоренной в гарантии.
При составлении банковской гарантии, в ней должна быть такая информация, которая позволит бенефициару точно убедиться в следующем:
— субъект, которому выдана гарантия, имеет полное на это право, что подтверждает его лицензия;
— лицо, которое присутствует при составлении обязательств и подписывающее документ, имеет юридическое право на данные действия.
Из этого следует, что бенефициар имеет полное право ознакомиться с лицензией гаранта, или к гарантии также будет представлена заверенная копия такой лицензии.
В данный момент банковские гарантии стали популярными как среди самих клиентов банка, так и среди банков непосредственно. Это может быть вызвано следующим:
1) Высокая надёжность гарантии;
2) Гарантии можно быстро реализовать.
Банку очень удобен такой вид деятельности, потому как он приносит хороший доход и при этом отсутствует необходимость отвлечения каких-либо средств из оборота. Средства не нужно будет отвлекать вообще или это будет отсрочено во времени.
В банковской практике оформление гарантии проходит по таким этапам. Первое – это предоставление заёмщиком предгарантийного письма в банк-кредитор. В таком письме содержится ответ банка-гаранта на обеспечение возврата кредита данным заёмщиком. Второе – это рассмотрение и принятие кредитным комитетом решения, которое позволяет использовать гарантии данного банка-гаранта. Последний этап – это получения результата на запрос ряда документов, таких как копии лицензии банка, его баланса, оригинала гарантии и копии аудиторского заключения. Все для проезда на автобусе – подробнее тут.